В России сохраняется высокий уровень продаж алкоголя. По данным Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году россияне купили в магазинах 229,5 млн дал спиртного без учета пива и сидра — это на 4,1% больше, чем в рекордном 2022-м. Высокий спрос влечёт за собой увеличение числа алкомагазинов на территории страны. Так, ежегодно крупные сети открывают до тысячи новых точек. Чаще всего они расположены в жилых районах и находятся неподалёку от школ, детских садов и центров. Такое соседство тревожит не только родителей несовершеннолетних, но и бизнесменов, работающих в сфере образования. Обусловлено это тем, что магазины алкогольной продукции - соседи, которые способны испортить репутацию.
Основным законодательным актом в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон). На федеральном уровне существует также ряд подзаконных актов. На региональном уровне действуют законы субъектов РФ, которые могут устанавливать более жесткие запреты по сравнению с федеральными. Третий уровень – муниципальный, который позволяет учесть интересы жителей конкретного муниципального образования по расположению алкогольной розницы.
С 2021 года в законодательство внесены поправки. Часть из них касаются правил и ограничений продажи алкоголя вблизи многоквартирных домов и порядка определения муниципалитетами «запретных зон» вблизи детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, культуры и отдыха.
Примечательно, что лицензию на продажу алкоголя не выдадут, если торговая точка расположена в «неправильном» месте. Однако, вопреки существующему мнению, единого для всех минимального расстояния от двери детского учреждения до алкомаркета не существует. Эти нормы устанавливает каждый субъект самостоятельно и в разных регионах они отличаются. Помимо этого, реализация спиртной продукции подразумевает чёткое соблюдение временного режима работы.
Перечисленные ограничения направлены на защиту прав руководителей и клиентов детских центров. Закон оберегает их от нежелательного соседства с торговцами алкоголем и не ограничивает в выборе места размещения. Алкомаркеты, в свою очередь, обязаны соблюдать правила по расположению своих точек.
Существуют случаи, в которых детские языковые центры Полиглотики оказываются расположены вблизи магазинов алкогольной продукции. Тогда у предпринимателей возникает логичный вопрос: работают ли правила о минимальном расстоянии в данном случае, попадает ли их объект дополнительного образования под его действие?
Распространяются ли нормы о минимальном расстоянии при продаже алкогольной продукции на помещения, расположенные поблизости от детских центров и клубов Полиглотики, или ограничения относятся только к детсадам и школам?
Определение расстояния до объектов – это решение на уровне субъекта России. В разных регионах оно варьируется от 15 метров до 100. Федеральное законодательство вводит понятие «прилегающая территория», границы которой рисуют муниципалитеты, на основании местных градостроительных норм. Этим мы и должны руководствоваться.
Так что же за «объекты»?
Законом установлено, что розничная продажа алкоголя (включая продажу в общепите – кафе, барах, ресторанах) применительно к сфере деятельности наших центров, запрещена на территориях, прилегающих к:
Согласно закону «Об образовании», это:
Преимущественно центры Полиголотики создаются в форме ИП и либо получают лицензию на дополнительное образование, либо работают без лицензии. Так что к ним федеральные ограничения не применимы. Но не стоит отчаиваться, возможно нормами вашего региона предусмотрены более жесткие запреты.
Многие руководители детских центров Полиглотики переживают из-за присутствия в одном здании с ними магазина алкогольной продукции. Принято считать, что такое соседство влечет за собой исключительно негативные последствия, но оправдан ли такой страх?
Почему руководителям детских центров Полиглотики не стоит переживать о близости алкогольного магазина при выборе помещения?
Если получилось так, что в одном здании с вами находится алкомаркет, не стоит поддаваться панике и бояться угроз директора, вряд ли он вообще придет. Верным решением будет налаживание дружеских отношений с соседями. Необходимо всегда действовать исключительно в рамках Российского законодательства.
К слову, в каждом населенном пункте есть карты, на которых обозначены зоны, где продажа алкоголя запрещена. Их составляют и утверждают на уровне муниципальных образований с учетом требований федерального и регионального законодательств. По ним сверяются при выдаче алкогольных лицензий: не попадает ли локация, выбранная под торговую точку, осуществляющую розничную продажу алкоголя, в зону действия ограничений? Эти карты размещаются в свободном доступе.
Здесь хочется развеять еще один миф. Часто, руководитель детского центра, присмотрев помещение, видит, что недалеко уже расположен бар или алкомаркет. При этом, он полагает, что стоит ему получить лицензию на образовательную деятельность в данном помещении, как алкогольную лицензию у магазина тут же отберут. К сожалению, это не так. Если магазин получил лицензию раньше, то согласно Закону (пункт 11 статьи 16), он продолжит свою деятельность и лицензия на алкоголь будет продлеваться еще в течение 5 лет.
Если предприниматель на старте и только выбирает помещение для своего будущего центра, то при грамотном подходе он легко может избежать лишних проблем в будущем, в частности нежелательного соседства с алкомаркетами. Его основным помощником в этом станут упомянутые выше карты «запретных зон».
На что необходимо обязательно обратить внимание партнеру сети Полиглотики при выборе помещения?
Я рекомендую посмотреть карты, о которых сейчас рассказывала. Помните, продажа алкоголя запрещена вблизи спортивных объектов или, например, медицинских центров. Во многих регионах нельзя открывать алкомаркеты в многоквартирных домах, вблизи парков или зон отдыха. Я советую поискать место для своего центра неподалёку, на территориях свободных от нежелательного соседства.
При этом не забудьте проверить региональное законодательство и местную практику в данном вопросе. Мы уже поняли, что федеральные ограничения не распространяются на большинство центров Полиглотики. Однако зачастую местные власти толкуют их расширительно. Это значит, что лояльное отношение сможет помочь вам в некоторых спорных моментах.
Перед принятием решения стоит как следует изучить местность: какие компании находятся рядом, какие планы у соседей, все ли помещения сданы? Необходимо также выяснить у арендодателей свободных помещений, под какой бизнес они планируют их сдавать, возможно, у них уже есть потенциальные клиенты. В случае открытия кафе задайте вопрос, планируются ли получение алкогольной лицензии. Кстати, есть одна хитрость, которая работает, если рядом с выбранным для центра местом есть свободные площади под сдачу. В таком случае я советую сразу же повесить свою временную вывеску. Обычно те, кто занимается алкогольным бизнесом сами стараются избегать подобного соседства. Здорово, если все близлежащие помещения принадлежат одному владельцу. В этом случае можно включить в договор аренды обязательство не сдавать соседние помещения в аренду под алкогольный бизнес.
Нередко центры Полиглотики располагаются на первых этажах многоквартирных домов. Если у вас подобные намерения, то лучше заранее пообщаться с Управляющей компанией и поинтересоваться у неё планами по обустройству инфраструктуры.
К сожалению, выбрать место в «запретных зонах» удаётся не всем руководителям центров. Из-за этого рядом с детским учреждением со временем не исключено появление алкомаркета. Оказаться в такой ситуации через пару лет работы, когда бизнес уже встал на ноги, а менять месторасположение непредусмотрительно, очень неприятно. Однако и эта проблема решаема.
Если после 1-2 лет успешной работы центра по соседству вдруг анонсируется открытие алкогольного магазина или пивной, как следует себя вести руководителю, что предпринять?
Если открытие анонсировали, то, в большинстве случаев, владелец либо уже получил лицензию, либо находится в процессе. В любом случае, он понимает, что выбранное место ему подходит. Те, кто занимаются продажей алкоголя, не станут арендовать помещение, если не уверены, что оно удовлетворяет лицензионным требованиям.
Я советую руководителю детского центра познакомиться, пообщаться с будущими соседями, выяснить их планы, попросить сделать действующий вход подальше от вашего, ведь им положено иметь два входа. Также можно на всякий случай проверить попадание в «запретные зоны», попытаться пообщаться на уровне арендодателей – своего и чужого, если на той стороне вопрос ещё не решен окончательно, схитрите, что вы уже в процессе получения лицензии, это заставит другую сторону задуматься о возможных проблемах.
Неприязнь к алкомаркетам иногда бывает вполне обоснованной. Речь идёт о случаях, в которых магазин работает с нарушениями и не готов мирным путём их устранить. Руководителям детских центров приходится задумываться над тем, как сохранить действующих клиентов и привлечь новых, ведь репутация бизнеса страдает.
Если соседство с алкомаркетом вредит репутации и развитию центра, то как руководитель филиала Полиглотики может повлиять на работу точки: её закрытие, лишение лицензии?
Бывают случаи, когда лицензия магазину алкогольной продукции выдана с явным нарушением требований по расположению. Тогда необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или прокуратуру. На региональном уровне при правительстве (администрации) субъекта России существуют профильные комитеты, контролирующие деятельность по розничной продаже алкоголя. Можно продублировать обращение и туда. Однако я на 100% убеждена: проблему лучше всего не создавать. Сделать это помогут упомянутые мной карты «запретных зон».
Если руководитель центра понимает, что алкомаркет нарушает закон, то, следуя совету юриста, он может написать жалобу. В ходе проверки надзорные органы выяснят, кто из предпринимателей прав. За выявленные нарушения владельцу магазина алкогольной продукции придётся ответить по закону.
В каких документах можно найти информацию о нарушениях в работе алкомаркетов? Что грозит «алкогольным» соседям за нарушение закона?
Ответственность за нарушения в сфере производства и/или оборота спиртосодержащей продукции и алкоголя предусмотрена рядом статей главы 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Нарушения при розничной продаже алкогольной продукции – это, в основном, статья 14.16 КоАП (продажа несовершеннолетним, нарушение особых правил и ограничений), статья 14.17 (нарушение лицензионных требований либо работа без лицензии).
За каждое нарушение предусмотрено своё наказание:
Если с одиночными точками по продаже алкоголя всё понятно, то как быть с крупными супермаркетами? Сети обычно не допускают явных нарушений, найти изъян в их работе практически невозможно. Из-за этого борьба руководителей детских центров с ними часто оказывается непродуктивной.
Надо ли филиалам сети Полиглотики бороться с крупными супермаркетами или сетевыми продуктовыми магазинами, продающими алкоголь в числе прочей продукции?
На мой взгляд, смысла в этой борьбе мало: вряд ли крупный супермаркет ассоциируется у родителей именно с алкоголем. Значит, посетителей центра его наличие не оттолкнёт. Возможно, филиалу Полиглотики в некотором роде даже выгодно подобное соседство: ведь клиент в ожидании детей сможет сходить в магазин, например, за продуктами, провести время с пользой.
Таким образом, бояться крупных торговых сетей и супермаркетов не стоит. Напротив, их близкое расположение к детскому центру может пойти на руку предпринимателю.
Мечта каждого руководителя детского центра ввести мораторий на алкоголь вблизи своих учреждений. Удивительно, но факт: в некоторые временные периоды это возможно! Речь идёт о праздничных днях и особых событиях.
На время праздников в некоторых регионах действует тотальный запрет на продажу алкоголя, каких именно событий это касается? Можно ли требовать от ближайшего к детскому центру Полиглотики магазина соблюдение данной нормы?
Россия - большая страна, и различные субъекты имеют права устанавливать свои внутренние распорядки, всё зависит от места. Например, в Санкт-Петербурге продажа алкоголя запрещена на время проведения «Алых парусов», в Башкортостане – в день народного праздника Сабантуй или период новогодних каникул, в традиционно мусульманских республиках – в дни проведения крупных национальных торжеств.
Во многих регионах ограничения также действуют в День защиты детей, День знаний и День молодежи. Запрет на продажу алкоголя в эти периоды является обязательным для всех. За его неисполнение нарушителю грозит административная ответственность.
Соседство с алкомаркетами – не лучшая ситуация для детского центра, но, как правило, совсем не проблемная. Существует множество хитростей, зная которые, партнёры сети языковых детских центров Полиглотики легко смогут найти выход из положения. Главное — никакой паники! Действуйте рассудительно и спокойно, соблюдая закон. Разобраться во всех его тонкостях поможет профессиональный юрист, консультация которого включена во франчайзинговый пакет компании Полиглотики. Также нашим партнерам доступны: пополняемая база юридических справок, договоры для детского центра, список документов и инструкция по получению лицензии и многое другое. В любой момент партнёры компании Полиглотики могут получить консультацию специалистов разного профиля, проконсультироваться с франчайзи из разных городов и избежать лишних сложностей в своей работе.
Найти подробную информацию о франшизе Полиглотики и оставить заявку на запуск бизнеса можно заполнив форму.