Место в бизнесе играет важную роль. Так, предпринимательская деятельность в небольшом городе сильно отличаться от работы в мегаполисе. Вы поступите верно, если до старта проведете полный анализ рынка в своем регионе, оцените его особенности. Именно тщательная грамотная подготовка превращает многие минусы в небольшие нюансы, а иногда и плюсы, предоставляя все возможности для развития.
Часто предприниматели боятся открывать бизнес в маленьких городах, поскольку боятся обанкротиться. Эти страхи и оправданы, и нет. Да, в небольшом населенном пункте сложнее выбрать направление деятельности, которое было бы востребованным среди большинства местных жителей. Потеря даже сотни потенциальных клиентов способна здорово ударить по карману бизнесмена. Чтобы найти выгодную идею для старта в маленьком городе, желательно быть его коренным жителем или хотя бы выходцем из подобной местности. Понимание «кухни» изнутри поможет предпринимателю найти идеальный для себя вариант и вложить деньги грамотно. Ему будет проще учесть местные особенности, менталитет населения, его потребности, предпочтения, показатели достатка, ценности.
Первое, что необходимо сделать, – определиться с направлением деятельности, проанализировать степень его востребованности, оценить свои финансовые и прочие возможности. Учтите, что придется решать связанные с закупкой оборудования, арендой помещения, наймом персонала вопросы – а это временные и денежные ресурсы. Чтобы облегчить себе задачу, можно приобрести франшизу. Она позволит запустить перспективный, отлаженный бизнес при сравнительно небольших вложениях.
При выборе выгодной франшизы для маленького города нужно предпринять следующие шаги.
Сегодня слово франшиза ассоциируется у многих с мегаполисом. Да, изначально компании по готовым схемам открывались только в крупных городах, продавцы франшиз даже не рассматривали другие варианты. Но по мере появления крупных рыночных игроков, массовой глобализации крупные франчайзинговые сети стали проявлять интерес к масштабированию и небольшим регионам. В 2023-2024 годах рынок франшиз в маленьких городах продолжает показывать устойчивый рост. Исследования подтверждают, что предприниматели в этих регионах проявляют повышенный интерес к франчайзинговым моделям благодаря их структуре, ресурсам и поддержке.
Согласно отчету Franchise Business Review за 2023 год, 55% франчайзеров сообщают о росте выручки в небольших городах, а почти 40% ожидают дальнейшего роста в течение следующих 12 месяцев. Исследование также выявило, что франшизы в малых городах демонстрируют более высокую рентабельность, чем в крупных городских центрах.
Когда речь заходит о старте в небольшом городе, нужно понимать, что в таких местах идеально показывают себя традиционные направления бизнеса, без излишних изысков и подчеркнутой оригинальности. Местные жители хотят стильно выглядеть, красиво одеваться, получать услуги высокого качества, дарить подарки и цветы, отмечать разные события, то есть всё достаточно стандартно. При этом уровень дохода в провинции не сопоставим со столичным. Предлагайте качественные, но обязательно доступные услуги.
Это примерный перечень, он не является исчерпывающим либо обязательным. Речь о популярных и актуальных примерах бизнеса для небольших населенных пунктов.
Всегда при выборе смотрите на уровень конкуренции в сегменте. Если он очень высокий, возможно, стоит поискать другие варианты. Также не игнорируйте национальные, исторические, географические и другие особенности конкретного региона. Возможно, экзотический для других мест бизнес будет идеальным для вашего городка. Например, в туристических местах крайне востребованы магазинчики с сувенирами, экскурсионные бюро, отели.
В последние пару лет общая финансовая ситуация в стране оказалась не радужной, в мелких городках проблема ощущалась особенно остро. Найти хорошую франшизу по этой причине стало непросто, но непросто – еще не синоним невозможно.
Прежде чем вы приобретёте ту или иную франшизу, внимательно изучите рынок, наведите справки на конкретных франчайзеров. Предложения доступны разные, ваша задача выбрать проверенное и выгодное для себя. Можете вести поиски по каталогу франшиз. Когда вам приглянется какое-то предложение, ответьте себе на следующие вопросы.
1. Сколько лет организация работает на рынке? Если компания – новичок, она вам ничего хорошего не даст. Эффективна та франшиза, продавец которой прошел путь становления собственного бизнеса. Менее, чем за 2 года, сделать это не выйдет. Так, сеть детских языковых центров «Полиглотики», открыв свой первый центр в 2006, прошла до разработки франчайзингового пакета путь длиною в 9 лет. Только накопив достаточно опыта, разработав свои уникальные программы и методики обучения детей иностранным языкам, «Полиглотики» начали масштабирование бизнеса. Сейчас по франшизе работает около 185 детских языковых центров в России и других странах.
2. Какое число объектов находится в собственной франчайзерской сети, сколько партнеров работают по его франшизам, каков процент закрытия точек?
3. Какова география покрытия сети?
4. Что собой представляет бизнес-план? Похоже ли это на реальную финансовую рабочую модель? Хорошо, если продавец франшизы предлагает адаптированные под региональные особенности схемы – с учетом уровня заработных плат, ставок за аренду и прочих нюансов.
Многие франчайзеры позволяют покупателям указывать средние значения по региону и автоматически получать бизнес-план для своего города. Так, на сайте компании «Полиглотики» вы можете посчитать размер паушального взноса, роялти, а также необходимые для реализации проекта инвестиции, срок окупаемости и размер прибыли. Для этого достаточно задать свои параметры: количество жителей города, планируемое число учеников и стоимость абонемента.
5. Зарегистрирован или нет товарный знак? Для примера, можно сказать, что сети «Полиглотики» принадлежат четыре зарегистрированных товарных знака, каждый из которых имеет номер государственной регистрации. Если документа нет, это вызывает вопросы.
6. Что вы получаете при покупке франшизы? При грамотном подходе франшиза дает покупателю немало преимуществ. Первое – право на использование бренда, товарных знаков и технологий. Второе – возможность обучения. Заранее уточните, в каком формате реализуется учебный процесс: нужно ли приезжать в главный офис франчайзера или можно согласовывать детали сотрудничества дистанционно? Узнайте, как долго продолжается обучение, если ли обязательные курсы для сотрудников, что они собой представляют. Далеко не у каждой региональной точки есть возможность отправить сотрудников на обучение в другой город. Хорошо, если специалисты управляющей компании согласятся приехать в новый филиал, чтобы провести обучение на месте. Так, компания «Полиглотики» предоставляет такую возможность своим партнёрам. Каждый франчайзи и все его сотрудники проходят обучение перед началом работы в любом удобном формате.
Узнайте у представителя компании-франчайзера, предоставляет она помощь в открытии вашего офиса или нет. На начальных этапах перед вами будет стоять большое число задач: поиск сотрудников, их обучение, выбор помещения, ремонт, заключение договора аренды, закупка оборудования и многие другие. Важно понимать, что именно будет делать франчайзер, а что предстоит решать вам самостоятельно.
Ваш регион может быть территорией, где по франшизе имеете право работать только вы или вы и другие компании. Естественно, первый вариант в маленьком городе предпочтителен. Сразу выясните, как именно выстроена система сетевого контроля качества, есть ли ограничения для вас. Такие пункты должны быть подробно прописаны в договоре.
7. Каково юридическое оформление сделки? Данный пункт является очень важным и требует тщательного изучения. Самым подходящим в данном случае является договор коммерческой концессии/субконцессии. В рамках данного договора возможно передать право использования товарного знака и прописать подробно обязанности франчайзера и франчайзи.
Документ подлежит обязательной регистрации в Роспатенте, что сводит практически к нулю вероятность признания сделки недействительной. Именно такой вид договора заключают «Полиглотики» со своими партнерами. Это дает франчайзи еще больше уверенности в порядочности франчайзера.
Желательно, чтобы в документе были четко прописаны предмет договора, срок его действия, обязанности сторон, санкции за их нарушение, возможная территория работы партнёра, порядок расторжения и продления договора.
8. Какова репутация франчайзера? Чтобы получить ответ на этот вопрос, можно:
Конечно, бизнес по франшизе несет риски, как и любой другой бизнес. Но при грамотном выборе они уменьшаются. Однако помните, у любой компании есть успешные и есть неуспешные франчайзи. Это зависит не только от самой франшизы, но и от качества работы партнёра.
Практика показывает, что есть определенные франшизы, которые почти всегда успешны в небольших городах. Безусловно, список несколько корректируется и меняется с течением времени, но основные тенденции сохраняются. В нашем рейтинге вы найдёте лучшие варианты бизнеса, который можно открыть по франшизе и добиться успеха.
Для франшизы в маленьком городе самым выгодным решением является бизнес с вложениями от 500 000 до 1 500 000 рублей.
Да, может. Это отличная возможность попробовать, что такое собственное дело, как его вести, с какими проблемами можно столкнуться. С увеличением объема дохода можно будет перерегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или ООО. Понятно, что не все франшизы подходят для самозанятых. В частности, те, которые требуют найма сотрудников по трудовому договору и перепродажи уже готовой продукции. Но на рынке можно найти франшизы, которые соответствуют требованиям для самозанятых.
Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Существует много нюансов, которые могут повлиять на ваш выбор. Чтобы принять правильное решение, необходимо провести детальный анализ рынка именно в вашем регионе. Но общая тенденция, которая очевидно наметилась в последнее время и будет иметь место в дальнейшем – это рост спроса на франшизы сферы услуг. Именно они самые прибыльные и оптимальные для старта бизнеса.
Узконаправленные франшизы могут быть очень прибыльными. Однако только в том случае, если они выбраны правильно с точки зрения географических, исторических, национальных и других особенностей вашего региона, соответствующего уровня профессиональной подготовки, конкурентной жизнеспособности. Очевидно, что прокат альпинистского снаряжения будет востребован там, где есть горные маршруты для туристов.
Бизнес в маленьком городе может быть прибыльным. При помощи франшизы окупить своё дело можно еще быстрее. Правильно выбранная франшиза, четко проработанная бизнес-модель, тщательный анализ, наличие плана действий и ответственность – вот главные составляющие успеха не только в маленьком городе, но и любых других населенных пунктах.