По данным аналитического центра НАФИ, количество малых предприятий в России к 2024 году достигнет 6,5-7 миллионов. Этот рост обусловлен государственной поддержкой малого бизнеса, улучшением делового климата и увеличением спроса на товары и услуги, производимые МСП.
Малый бизнес интересен тем, что его несложно зарегистрировать, вести бухгалтерский учет, а в некоторых сферах предпринимателю можно рассчитывать на поддержку государства.
Небольшое дело со стабильным доходом является мечтой для многих, но не все переходят к конкретным действиям. Одним из наиболее эффективных и простых способов открыть свой бизнес является покупка франшизы.
Франчайзинг развивается в России семимильными шагами. На Западе эта модель бизнеса прижилась давно, а в нашу страну пришла с формированием рыночной экономики и открытия границ для иностранного капитала. В стране появились международные сети пиццерий “Papa Jones” и “Sbarro”, кафе “Baskin Robins”, “Subway” и др.
В настоящее время в стране представлены не только иностранные бренды, но и огромное количество отечественных франчайзинговых предложений в сфере общественного питания, торговли, образования, туризма, развлечений.
Некоторые сети начинают развиваться из центра страны. Например, первый магазин сети “Fix Price” открылся в Москве, а Международная сеть детских языковых центров “Полиглотики” начала свой рост в Санкт-Петербурге. Другие франшизы появляются в регионах и затем выходят на новые рынки соседних областей. Так, например, начал движение из Крыма к центру страны лидер среди российских хинкальных - сеть “Старик Хинкалич”.
Сейчас появляются ниши, о которых никто не знал раньше, и потребители проявляют к ним активный интерес. Развитие интернет-магазинов стимулировало появление пунктов доставок. Позиции табачных корпораций потеснили магазины электронных сигарет. Прачечные самообслуживания, которые мы видели только в фильмах, теперь прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Поражает разнообразием предложений и сфера досуга: можно найти любое занятие по душе: от уроков в киберспортивных клубах, гончарных мастерских до традиций лучных боев.
Найти подходящее решение в каталоге франшиз - вопрос инвестиций, интересов и масштаба бизнеса. Открыть ресторан будет сложнее, чем организовать “кофе-навынос”, а управлять языковой школой труднее, чем вести тематические онлайн-курсы.
Имея небольшой стартовый капитал, можно начать свое дело самостоятельно, без опоры на крупную сеть. Но начинающий предприниматель может столкнуться с рядом вопросов, решение которых требует опыта, знаний или незапланированного увеличения бюджета.
Крупный франчайзер проводит всестороннее обучение нового партнера, посвящая его во все тонкости коммерческого сопровождения бизнеса, раскрывает юридические, бухгалтерские вопросы и помогает наладить работу персонала. Работа с крупной сетью
привлекает своей известностью, стабильностью, финансовой предсказуемостью, а также постоянным качеством предлагаемого продукта или услуги.
Схема работы сети выстраивается годами, проходя через этапы реструктуризации, оптимизации, ребрендинга. Весь этот опыт кристаллизуется в подробную бизнес-модель и передается франчайзи по договору коммерческой концессии. Некоторые франшизы медленно растут от года к году, другие демонстрируют взрывной рост за короткий отрезок времени.
Выбрав путь франшизы для построения своего небольшого бизнеса, предприниматель приступает к изучению имеющихся предложений: проводит анализ предложений, выявляет тренды, определяет наиболее устойчивые франчайзиговые сети и их конкурентные преимущества.
Рассмотрим самые выгодные направления во франчайзинге для малого бизнеса.
Тренд на получение дополнительного образования для детей привел к появлению соответствующего сегмента на рынке франшиз. Сегодня в сфере образования работают 7% франчайзеров. Компании предлагают курсы скорочтения, ментальной арифметики, каллиграфии, занятия для малышей, языковые школы и т.д.
Школа “KIBERone” растит будущих IT-специалистов в 150 открытых точках страны. Инвестиции в проект составят от 150 до 300 тыс.руб. и окупятся за три месяца.
Детский языковой центр “Полиглотики” можно открыть на сумму от 350 тыс. до 1,5 млн руб., в зависимости от региона. Отличие этой франшизы от конкурентных предложений в том, что педагогами используются более 70 авторских сертифицированных программ, позволяющих выучить иностранный язык за короткий срок. Благодаря тщательной подготовке со стороны управляющей компании, франчайзи сможет открыть свой детский центр всего за 30 дней. И, что немаловажно, ему не придется волноваться за возможное введение ограничений. Во время пандемии, когда большинство языковых школ было закрыто, “Полиглотики” перешли на онлайн-платформу, таким образом сохранив более 60% всех учеников. В рейтинге Forbes центр признан самым выгодным языковым центром с инвестициями от 1 до 5 млн руб. Вложенные средства вернутся в срок от 6 месяцев до 1,5 лет. Подробнее калькулятор франшизы можно посмотреть здесь. В стране и за рубежом функционируют более 150 центров “Полиглотики”.
Все чаще россияне покупают готовую еду в небольших магазинах или киосках. Самый простой формат в данной категории - это автоматизированная кофейня. Такой вид бизнеса не требует больших вложений: в сумму 320 тыс. руб. сеть “Coffee Master” включит кофемашину, которую можно разместить на одном квадратном метре площади. Потребляет кофейня всего 1-3 кВт, а окупает себя за 4 месяца.
Кафе-мороженое “33 пингвина” предлагает открыть точку или полноценное кафе с инвестициями менее 1 млн.руб, при этом обещая маржу в 200% за продукт собственного производства.
Открытие точки “Суши-маркет” обойдется в 2 млн. руб. и будет приносить каждый год 3 млн.руб.
На пересечении крупных транспортных потоков будет выгодным вложиться в качественный стрит-фуд. Например, франшиза “ShaurMeals” стоит около 900 тыс.руб. и окупится за 4-8 месяцев.
Здесь же можно упомянуть мини-маркеты с разливными напитками. Компания «Пив&Ко» с 573 торговыми точками в России и СНГ предлагает формат супермаркета, мини-маркета или партнерство по программе «Инвест». Это пассивный доход 30% годовых от существующего магазина сети.
Предприниматель с опытом работы в автомобильной сфере может рассмотреть франшизу по послегарантийному обслуживанию автомобилей “Fit Service". На запуск потребуется около 5 млн. рублей. За полтора года работы франчайзер прогнозирует возврат вложений.
Открыть риэлтерское агентство в России - прибыльное дело. Работать компания может удаленно, даже во время локдаунов. Агентство “Этажи” потребует 700 тыс. руб. для старта и окупится за полтора года, а франшиза калифорнийского “Century 21” оправдает себя за 10 месяцев (сумма от 150 тыс. до 8 млн руб.).
За парикмахерскую для мужчин нужна сумма в 3 млн руб., если мы говорим о сети барбершопов “TOPGUN”. Уход за бородой и бритье принесут примерно 20% от выручки за услуги, основу же составит доход за классические стрижки.
Маникюрное дело можно рассмотреть в трех вариантах: остров, бутик и стрит-ритейл (нежилое помещение капитального строения). Так, например, “Студия маникюра Лены Лениной” потребует вложить 2,3 млн руб., а ежемесячная прибыль составит 300 тыс. руб.
Отбеливать зубы теперь можно и без участия стоматологов. Стать во главе студии экспресс-отбеливания зубов “White&Smile” можно за 152 тыс. руб., и на это не нужна лицензия и медицинское образование. Сеть насчитывает более 400 точек по всей России.
Крупнейшие сети по лабораторной диагностике “Гемотест” и “Invitro" насчитывают более 1,5 тыс. точек, и подобный бизнес вполне подойдет коммерсантам, желающим развиваться в сфере медицины.
Один из самых бюджетных вариантов на рынке франчайзинга - сервисы экспресс-доставки СДЭК. Прибыль одного пункта - 3 млн в год, при этом траты на открытие одной точки составляют всего 300 тыс.руб. В стране открыто более 3 тыс. точек сети.
Федеральная служба доставки “Boxberry” рекомендует открыть пункт выдачи заказов на базе уже работающего бизнеса, например, в магазине или салоне. Таким образом, партнер получает не только прибыль от франшизы без паушального взноса и роялти, но и увеличивает поток клиентов в свою компанию.
E-commerce переживает бум, и пункты выдачи заказов “Wildberries” и “Ozon” набирают новых партнеров в свои армии. От владельца пункта “Ozon” требуется инвестировать в дело 80-200 тыс. руб., а далее принимать товары на склад, выдавать их клиентам и оформлять возвраты. Паушальный взнос и роялти отсутствуют. На пункт “Wildberries” потребуется 20 метров площади и 2,5 млн руб. инвестиций. За выдачу сотни заказов в день коммерсант получит отдачу в виде 120 тыс. руб. в месяц.
Выбор помещения для бизнеса будет успешным, если заранее продумать следующие моменты:
«При выборе помещения обратите внимание на состояние потолков и стен, исправность дверей и окон, санузлов. Перепланировка не всегда возможна, поэтому нужно проверить изначально, чтобы пространство подходило для расположения учебных классов. По закону, вложения в капитальный ремонт должен нести собственник помещения. А значит, можно рассчитывать на отсрочку арендных платежей на срок, сопоставимый с понесенными затратами.».
В заключение скажем, что ведущий экономисты не склонны рисовать ближайшее будущее мелкого бизнеса черными красками. Отмечают, что клиенты могут почувствовать увеличение стоимости услуг, и предприниматели могут пересмотреть планы на развитие компаний. Но, несмотря на пандемию, а во многом и благодаря ей, бизнесмены развивают новые форматы работы и каналы коммуникации с клиентами, реализуя свое предпринимательское предназначение - иметь свое дело со стабильным доходом.