Согласно исследованию РАНХиГС, доля женщин среди индивидуальных предпринимателей в России составляет почти 45%. Рост числа женщин-предпринимателей наблюдается с 2010 года. Примечательно, что особый интерес представительницы прекрасного пола проявляют к франшизам.
Так, результаты опроса, проведенного Франчайзинговой ассоциацией в 2023 году, показали, что 60% опрошенных женщин выразили желание открыть свою франшизу в ближайшие 2-3 года. Среди основных причин роста интереса к франшизам называют снижение рисков, возможность получения готовой бизнес-модели и поддержка со стороны франчайзеров.
Успехи деловых женщин меняют устоявшиеся общественные стереотипы, формируют новые ниши в бизнесе и подают пример остальным, тем, кто привык считать бизнес мужским делом. Есть мнение, что для предпринимательства важен не пол, а соблюдение двух условий: наличие работоспособной бизнес-идеи и лидерские качества руководителя.
С наступлением 1990-х женщины активнее стали интересоваться бизнесом. Обстановка в стране стимулировала россиянок искать новые источники дохода: в коммерции, сфере услуг и производстве. А новое телевидение транслировало мир уверенных и независимых красавиц Запада.
Всем знаком мотивационный плакат с женщиной в рабочем комбинезоне, демонстрирующей бицепсы и надписью “Мы можем сделать это!”. Американский плакат был создан для моральной поддержки тружениц тыла во времена Второй мировой войны. Сейчас будет справедливым сказать, что не только на заводе, но и в бизнесе женщина может все. Она может занимать любой пост в структурной иерархии предприятия, в любой отрасли. Ничто не мешает женщине стать во главу строительного бизнеса, как это сделала Вера Лосева, возглавившая “Стройгазмонтаж” или построить карьеру в продуктовом ретейле, как Валентина Шнайдер с сетью дискаунтеров “Светофор”.
По данным Forbes, 12 из 200 крупнейших частных компаний возглавляют женщины, в самых разных сферах: торговли, строительства, промышленности, страхования, недвижимости, транспорта.
Благодаря развитию социальных сетей женщины открыли новые возможности для самореализации. Так, Минэкономразвития отмечает в 2021 году рост числа женщин среди частных дизайнеров, художников, психологов, консультантов, предоставляющих услуги дистанционно, владельцев интернет-магазинов и поставщиков образовательных услуг. Построить бизнес в интернете можно с минимальным набором навыков и оборудования. Здесь самое главное - желание развиваться в онлайн-направлении и коммуникативные навыки. Общение, лайки, репосты и еще раз общение!
В бизнесе женщина – особенная.
Психологи говорят, что женщина-босс ведет бизнес осторожнее и осознаннее мужчин менее склонна к рискам, лучше понимает своих подчиненных, поскольку умеет сопереживать, имеет развитую интуицию, проявляет гибкость на сложных переговорах, не посвящает себя работе полностью, совмещает решение рабочих вопросов с воспитанием детей и домашними хлопотами.
В России бизнес сталкивается с проблемами, одинаковыми для руководителей компании обоих полов. Среди основным факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, можно назвать налоговое бремя, неразвитую правовую систему, отсутствие инфраструктуры, бюрократию, неравный доступ к кредитам и др. Есть и позитивные сдвиги. В настоящее время в рамках нацпроекта МСП в регионах реализуется специальная программа «Развитие женского предпринимательства». По этой программе бизнесвумен может получить кредит или лизинг, поддержку по созданию и модернизации производства, помощь в организации сбыта, грант на развитие и другое.
Хотя карьеру можно построить в любой сфере, существуют ниши, в которых доминируют именно дамы. Или даже настоящие леди! Большое значение здесь будет иметь эстетическая составляющая. Когда ей хочется работать, но делать это красиво. Так на рынке появляются социально ориентированные компании, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни людей. Назовем некоторые коммерческие направления:
и др.
Как мы уже сказали, женщины очень тщательно подходят к построению бизнеса. Одной из проверенных моделей ведения бизнеса является франшиза. Какие варианты будут наиболее успешными, рассмотрим несколько из них.
Образовательные услуги – это дело, к которому у женщин есть естественный талант. Детский центр, школа или сад станут бизнесом, в котором женщина максимально реализует свои социальные и педагогические навыки, станет лидером, мотиватором, менеджером и стратегом, финансистом и психологом. Этот вид работы тесно связан с детьми. И нередко мысли об открытии нового детского сада или центра у женщины появляются после того, как в ее семье появляются дети и нужно заняться их всесторонним развитием. А подходящего места в городе или районе нет. Среди доступных вариантов франшизы можно назвать центры дополнительного образования, спортивные школы, игровые комнаты, детские сады.
Естественное желание женщины заключается в том, чтобы хорошо выглядеть. Сделав это делом своей жизни, женщина совмещает личное стремление к красоте и помощь другим. Можно открыть маникюрный салон, студию загара, клинику лазерной эпиляции, барбершоп, SPA или салон красоты с широким спектром услуг.
Русские женщины всегда любили наряжаться.
В истории моды сохранилась информация о том, что крестьянки из Нижегородской губернии носили на головном уборе и украшениях до тысячи жемчужин.
Россиянки – одни из самых модных в мире женщин. Возможная причина - высокая конкуренция среди женщин за внимание со стороны мужчин, которых, как известно, всегда было меньше! И поэтому нередко можно встретить женщину, хозяйку магазина одной марки или мультибрендового шоурума.
С каждым годом потребление кофе в России удваивается. При этом кофейный рынок еще находится в процессе формирования, и есть шанс занять место под солнцем. Концепция и сервис будут играть здесь ключевую роль. Но заранее придется продумать онлайн-доставку заказов на случай очередного локдауна.
В спортивной сфере женщины специализируются на открытии небольших фитнес-центров. Групповые тренировки, удобное время и внимательные инструкторы – всегда востребованы у местной женской аудитории. В обществе растет тренд на поддержание хорошей физической формы и достижимые результаты в непрофессиональном спорте (шпагат, растяжка, базовые асаны в йоге, несложные движения зумбы, аэробика, здоровье спины и др.).
Образование | Бьюти-индустрия | Магазин одежды | Кофейня | Фитнес | |
Высокие инвестиции | |||||
Небольшие вложения | Да | Да | Да | Да | Да |
Стабильный спрос | Да | Да | |||
Нестабильный спрос | Да | Да | Да | ||
Устойчивость в кризис | Да | ||||
Неустойчивость в кризис | Да | Да | Да | Да | |
Сложная организация бизнеса | Да | ||||
Несложная организация бизнеса | Да | Да | Да | Да | |
Высокий социальный статус | Да | Да | Да | ||
Низкий социальный статус | Да | Да | |||
Высокая рентабельность | Да | Да | Да | ||
Низкая рентабельность | Да | Да | |||
Онлайн-направление | Да | Да | Да | ||
Низкая рентабельность | Да | Да | Да | Да | Да |
Начинать нужно всегда с себя и своей мотивации. Что для вас важно, найти свое предназначение или увеличить доход? Например, ногтевой кабинет будет приносить невысокий или средний доход, в зависимости от стоимости закупочных материалов и зарплаты сотрудников, но при этом не потребует больших вложений на начальном этапе. Тогда как открытие языкового центра стоит дороже, реализуется сложнее (найм персонала, выполнение требований со стороны контролирующих органов), но имеет высокую рентабельность и стабильность спроса.
При выборе франчайзинговой компании составьте досье по каждому варианту. Имеет значение время работы на рынке, финансовое положение, репутация, имя, наличие конкурентов, условия по договору франчайзинга.
Открывая бизнес по франшизе, начинающий предприниматель может избежать рисков, возникающих при запуске собственного дела. Многие действия франчайзи регламентируются договором, но при этом он будет решать повседневные задачи самостоятельно. Преимуществом работы под известным брендом является то, что в большинстве случаев бизнес окупается, вам не потребуется вкладывать много средств для рекламы и продвижения. Управляющая компания также поможет в решении юридических вопросов.
Примерно 300 тыс. стоит открытие кофейни в упрощенном формате “кофе с собой”. А вот традиционное кафе обойдется в сумму от 1,5 млн руб. Большой спортивный клуб можно открыть на сумму выше 7 млн руб., а самая недорогая фитнес-студия с минимальным набором оборудования оценивается в 100 тыс. руб.
Франшизу можно найти на любой кошелек, главное – определить, к чему вас тянет душа.
Пусть от первых переговоров по франшизе до Дня открытых дверей обычно занимает от 3 до 6 месяцев. Гораздо дольше предприниматель может вынашивать саму идею о собственном бизнесе.
Поделимся историей Анны Мутилиной, директора центра “Полиглотики” в г. Старая Купавна.
Анна закончила математический факультет и стала успешным бизнес-аналитиком в московской компании. Восемь лет она тратила по 4 часа на дорогу из Старой Купавны до рабочего места. И в один прекрасный день Анна предложила мужу открыть бизнес в своем городе, и супруг поддержал эту идею.
Анна рассказывает о том, как определилась с видом бизнеса: “В нашем городе не было детских центров с коммуникативным подходом, и франшиза центра “Полиглотики” заинтересовала нас. Бренд “Полиглотики” с ярким, красивым логотипом очень располагает к себе и вызывает доверие. Мы побывали на экскурсии в одном из центров, узнали про методики, посмотрела фото- и видеоматериалы с уроков, пообщалась с директором сети Еленой Ивановой”.
Анне было важно, что перед открытием центра можно пройти обучение по ведению бизнеса.
Согласно исследованиям Индекса женского предпринимательства (Women Business Index – WBI), женщина стремится всесторонне изучить сферу деятельности, пройти по возможности обучение и только потом приступать к “практике".
В 2017 году Анна Мутилина открыла “Полиглотики” в самом центре своего города: “Я видела, как мимо нашего центра шел ребенок и, указав маме на птичку с вывески, попросил: “Давай зайдем!” Вот эта интуитивная симпатия к бренду очень важна при общении с детьми. Дальше важно правильно построить процесс самого обучения, чтобы закрепить эти первые впечатления. Система качества образования - сильная сторона нашего центра. Методисты контролируют успеваемость каждого ученика.Так мы добиваемся результатов у всего класса.
Результаты есть и у центра. Сейчас в нем работает 18 сотрудников, в том числе 2 методиста, контролирующих успеваемость каждого ученика. За пять лет работы курсы прошли более 500 купавинцев. А в настоящее время в центре обучаются 180 детей. Можно сказать, в сети “Полиглотики” ее центр – образцовый. И неудивительно. Анна не перестает учиться сама. Совсем недавно она закончила второе высшее образование по специальности “педагог” и закончила курсы менеджмента.
Все зависит от категории франшизы. Срок окупаемости франшизы “Полиглотики” от 6 до 12 месяцев при вложении от 500 тыс. руб. Салон красоты “Babor” при стартовых инвестициях в 6 млн руб. в Москве, окупится за 1,5-2 года. Кофейня для автомобилистов окупится за 2,5 года при инвестициях от 6,5 млн.руб. Подробнее узнать об окупаемости франчайзинговых предприятий можно узнать на сайтах с каталогами франшиз, например, TopFranchise.ru.
Если говорить о нише, то тут не будет однозначного совета. Так как предназначение человек выбирает индивидуально. Однако, в выбранной сфере большое значение имеет политика франчайзера. Он должен не только предоставить подробный бизнес-план, но и провести полное обучение франчайзи по всем вопросам, касающимся организации работы и функционирования предприятия. Это знания в бухгалтерской и налоговой отчетности, в юриспруденции, менеджменте, кадровом делопроизводстве - их практическое применение к конкретной сфере. Также важна последующая поддержка франчайзера в вопросах рекламы и улучшения качества продукта или услуги.