Москва – экономический центр России и главная точка притяжения франчайзинговых сетей. В городе работают тысячи различных франшиз как в центре, так и в других районах. Москва занимает лидирующие позиции с точки зрения постоянно растущего интереса к франчайзинговым схемам. Так, по количеству заявок на франшизы от потенциальных партнёров она в два раза превышает Санкт-Петербург.
Выделяют несколько наиболее распространённых предложений от франчайзеров в Москве.
Рынок франчайзинга в Москве демонстрирует устойчивый рост в последние годы. Так, в 2023 году он составил около 200 млрд рублей, а в 2024 году ожидается дальнейший рост до 250 млрд рублей.
Несколько исследований подтверждают позитивные тенденции на рынке франшиз в Москве. Так, консалтинговая компания Business Format Franchise (BFFF) сообщает, что Москва является лидером российского рынка франчайзинга с долей 25%. По данным Forbes, между тем, столица России остается основным драйвером роста рынка франчайзинга. Эксперты прогнозируют, что в 2024 году рынок франшиз в Москве вырастет более чем на 10%.
Из тенденций в сфере столичного франчайзинга можно отметить и постоянное развитие сегмента детских товаров и услуг. Ранее более востребованными были франшизы детских центров и садов, сейчас высоким спросом также пользуются узкоспециализированные предложения – школы скорочтения, программирования, предпринимательского мышления, ментальной математики, видеоблогерства, эмоционального интеллекта. Рост спроса относится и к детским языковым школам.
Значимые отличия Москвы от других регионов состоят в размерах капитала и высоком уровне жизни. В крупных финансовых центрах зарабатывают в целом намного больше, чем в среднем по стране. Это дополнительно способствует популяризации сегмента услуг и товаров премиального класса и люкс категории.
Потенциальный партнер-франчайзи в Москве при поиске франшизы обычно смотрит на размеры прибыли. При этом первичные вложения и последующие затраты у столичного франчайзи будут выше, чем в регионах. Москва – своеобразный город для франчайзинга. Тут не меньше 60% всех предложений доступно только для других регионов или Московской области, но не самой столицы.
Особняком стоит сфера услуг. Столичные франчайзеры активно продают франшизы, стараясь сохранить так называемый охранный радиус вокруг франчайзинговых и собственных точек. В сегменте предоставления услуг сохраняется и следующая закономерность: чем больше существует предприятий в целом, тем выше будет степень узнаваемости бренда и шире общий охват аудитории.
Кроме того, услуга актуальна в конкретном выбранном месте – в формате шаговой доступности. Яркий пример удачного соседства франчайзинговой и собственной столичных сетей – различные развивающие детские центры.
Эксперты делают прогнозы о работе рынка франшиз в ближайшем будущем. Ниже перечислены основные тенденции, которые они отмечают.
Рыночные процессы можно и нужно отслеживать. Они динамичны и подвержены веяниям времени. По мере развития, расширения рынка будут меняться и франшизные предложения. Неизменным останется одно – востребованность ниши будет только расти. Для франчайзи при условии грамотного подхода к выбору схема является на 100% верной и беспроигрышной. Он вкладывает деньги в собственное развитие, платит за реальные преимущества, а не обещания. В долгосрочной перспективе это всегда помогает выйти в плюс.
По данным исследования компании Franshiza.ru, на начало 2023 года в России зарегистрировано более 3 800 франшизных концепций. Большинство из них (65%) сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.
Поэтому, если вы хотите построить бизнес по франшизе, присмотритесь к предложениям столичного рынка. Можете использовать любые удобные каналы для поиска. Так, действует большое число сайтов, предлагающих купить франшизу в Москве или области. Однако далеко не все из них многогранно отражают существующие аспекты бизнеса.
Не игнорируйте специальные каталоги, которые постоянно пополняются новинками. Один из самых известных – БИБОСС. В нём представлено почти 1,5 тысячи франшиз.
Откройте каталог franshiza.ru. В нём все предложения группируются по бизнес-категориям, инвестиционным отраслям, отдельным темам, городам. Четкая строгая фильтрация в разы упрощает поиск и повышает его эффективность.
После выбора предложения можете ожидать выхода продавца франшизы на связь и отправки вам подробной информации, плана ведения бизнеса и расчетов окупаемости. Подробно изучите все материалы. Если есть вопросы без ответов и белые пятна, отказывайтесь от покупки.
Анализируя конкретную франшизу, обратите внимание на следующие аспекты.
Чем больше положительных черт вы обнаружите, тем лучше. Идеальная франшиза по всем параметрам должна предполагать наличие проработанного и точного плана действий. Конечно, встречаются и недоработки, но, помните, если в схеме чего-то не хватает, вы теряете деньги. Поддержка, консультирование, обучение – очень важны. Естественно, франчайзи может восполнять пробелы своими силами, но это время, деньги и далеко не всегда гарантированные результаты. Поэтому те франчайзеры, которые предоставляют полную поддержку, находятся в ТОПе.
Хорошим показателем благонадежности компании будет его участие в отраслевых специализированных выставках, а также присутствие в независимых рейтингах. Наиболее известные - Forbes, РБК, БИБОСС, Franch.biz, franchiza.ru, TopFranchise.ru. Так, франшиза детских языковых центров «Полиглотики» занимала 1 место среди всех франшиз России в категориях «Детская франшиза», «Обучение и образование» и «Языковые центры» в бизнес-издании БИБОСС несколько лет подряд, 27 место в ТОП-50 российских франшиз издательского дома «Коммерсантъ», входила в ТОП-50 самых востребованных франшиз, по версии РБК. Всё это является знаком качества.
Если же о компании ничего неизвестно, стоит задуматься: а будет ли она полезна вам? Обязательно обратите внимание на условия организации и запуска стартапа. Основные параметры – сроки окупаемости, цена франшизы, объемы стартовых инвестиций, потребность в дополнительных площадях, рентабельность бизнеса. Проверьте, есть ли реально функционирующие и прибыльные компании, которые работают по выбранной франшизе. Если найдете, то внимательно изучите их рабочие показатели.
Цена франшизы – тоже очень важный вопрос. В столице, как мы отмечали ранее, стоимость выше, чем в других регионах. До покупки выясните, какая установлена единовременная оплата за право работать под определенной торговой маркой. Речь о паушальном взносе. Также возможно наличие периодических отчислений - роялти. Они фиксированные, рассчитываются как процент от выручки. Обычно за ориентир берется денежный ежемесячный оборот. Если есть отдельная плата за обучение, рекламные взносы, сопровождение запуска бизнеса, другие операции, это тоже следует уточнить заранее.
Выбор недвижимости под ведение бизнеса – отдельный важный вопрос. На первый план выходит цена аренды или покупки. В Москве именно эта статья расходов чаще всего является наиболее внушительной.
Первый вопрос – купить или снять? Ответ будет неоднозначным и разным в каждой ситуации. Главное преимущество покупки коммерческой недвижимости – полная свобода. Вы сможете осуществлять долгосрочное планирование своего бизнеса. Собственник, в отличие от арендатора, от настроения арендодателей не зависит, как и от его желаний менять условия договора, оплату, прочие параметры взаимодействия. Ремонт можно делать любой на свой вкус, перепланировку тоже.
Минус у покупки недвижимости под ведения бизнеса только один – это очень дорого и доступно далеко не всем. Малый бизнес обычно не располагает достаточными средствами для приобретения коммерческих квадратных метров.
Новичкам лучше арендовать площади. Это связано с тем, что компании на старте чаще прогорают, разоряются или решают переквалифицироваться. Все слишком гибко и непостоянно, поэтому вы только выиграете, если обеспечите максимальную мобильность бизнесу на первых порах.
При выборе помещений для покупки или аренды обратите внимание на параметры ниже.
Важно! Некоторые франчайзи, согласно условиям договора, должны работать строго на определенном оборудовании. Наведите справки заранее, чтобы понять, подходит ли выбранное помещение для его установки.
Несмотря на все сложности и нюансы, работать по франшизе в Москве очень выгодно. Одна из причин – ощутимая поддержка со стороны правительства. В 2020 году была введена субсидия для франчайзи, которая стала самой востребованной среди предпринимателей в первые месяцы после внедрения. Компенсация затрат возможна в рамках действия договор коммерческих концессий, субконцессий, сублицензионных, лицензионных договоров. На данный момент можно получить до 1 миллиона рублей.
Чтобы воспользоваться мерами поддержки, необходимо соблюсти некоторые условия получения субсидии.
Заявку можно подать, не выходя из дома онлайн на портале mos.ru или IT-платформе Московского инновационного кластера.
Важно знать, что добросовестные компании, в том числе «Полиглотики», работают только по договорам коммерческой концессии и субконцессии или лицензионным и сублицензионным договорам. Они регистрируются в Роспатенте. Перед подписанием договора изучите его, для большей уверенности можете обратиться за консультацией к юристу.
Риск прогореть существует всегда. Будет ли ваш бизнес успешен или нет, зависит от многих факторов. Поэтому именно во время экономической нестабильности начинающие предприниматели все чаще выбирают ведение бизнеса по франшизе. Это позволяет значительно сократить риски, так как предприятие строится по уже отлаженной и проверенной временем модели. Разумеется, нужно ответственно и серьезно подойти к выбору франчайзера и франшизы.
Москва – это регион, в котором оказывают очень широкие меры поддержки франчайзи. Для её получения нужно соблюдать ряд условий. Так, бизнес должен быть зарегистрирован в Москве, работать дольше 6 месяцев, относиться к субъектам малого предпринимательства. Субсидии можно получить для сфер общественного питания, образования и многих других. Полный список мер поддержки перечислен на сайте Правительства Москвы.
При выборе франшизы нужно ориентироваться на предложения авторитетных порталов и онлайн-каталогов. В России есть несколько крупных сайтов-агрегаторов франшиз, которые включают в себя не только описание готовых продуктов, но и дают различные советы и рекомендации начинающим франчайзи. Особо отметим ресурс, принадлежащий Российской ассоциации франчайзинга, - это НКО, ставящая целью развитие рынка франчайзинга в России. Также мы уже упоминали БИБОСС, franshiza.ru, topfranchise.
Москва традиционно остается крупным международным деловым центром. Наибольшее число франчайзинговых компаний сосредоточены именно здесь. По оценкам экспертов, несмотря на экономическую нестабильность, франчайзинг в этом регионе будет расти и развиваться, особенно в сфере оказания услуг. Рост франчайзиноговых компаний обусловлен, в первую очередь тем, что в непростых условиях франшиза обеспечивает бизнесменам возможность вести собственное прибыльное и стабильное дело. К тому же этот вид отношений очень привлекателен для начинающих предпринимателей, делающих первые шаги. Франшиза позволяет им перенимать опыт ведущих компаний и расти профессионально с минимальными рисками и вложениями.