Ни для кого не секрет, что системе образования требуются перемены, потому что современные дети совсем не те, что были еще лет 20 назад. В то же время современному рынку труда требуются совершенно не те специалисты, что требовались 50 лет назад. Так что именно необходимо менять и какие навыки потребуются вашему ребенку в ближайшем будущем?
Вы удивитесь, но ученые многих стран начали об этом думать еще в 80-е годы прошлого века. Многие миллионы долларов были вложены в различные исследования. Все эти исследования были направлены на выявление тех умений и навыков, которые востребованы на современном рынке труда.
Иначе говоря, ученые выяснили, чему следует учить в современных школах и вузах, а чему учить уже не следует. И вот к каким выводам они пришли.
Руководитель крупнейшего международного научного проекта, который занимается оценкой навыков и компетенций 21 века, профессор Мельбурнского университета Патрик Гриффин, подвел итоги многолетних исследований. И выяснил, что обучать только знаниям — этого уже недостаточно. Современному специалисту для конкурентоспособности необходимы такие навыки, как:
Все это можно и нужно воспитывать с детства!
Если в прошлом веке, да и вообще в эру индустриальную, грамотного человека определяло его умение читать, писать и считать, то сегодня эти акценты, естественно, сместились. И на первый план вышло умение критически мыслить, взаимодействовать с разными людьми и творчески подходить к делу.
В разных исследованиях еще появляется понятие «любознательность», но это уже, скорее, личностная характеристика, качество человека, которое, в принципе, тоже можно попытаться развить в себе.
Конечно, да. Обладать набором знаний, фактов, да и простейших операционных умений сегодня катастрофически недостаточно. Ведь у многих в телефонах есть такие помощники и друзья, как, например, «Алиса», «Сири» и другие. Достаточно нажать пару кнопок смартфона, и фактический материал, необходимый вам на данный момент, уже у вас.
Телефоны есть уже у первоклассников, а школьники пользуются им виртуознее некоторых взрослых. И с этой реальностью надо смириться. Наши дети более продвинутые, чем мы, в плане освоения технологий. Поэтому та школа или вуз, которые только «пичкают» знаниями, в современном мире окажется невостребованной.
Вариативность в образовании, нестандартные подходы к обучению и воспитанию — вот что станет ключевым в ближайшем будущем. Вот на что надо ориентировать современных учителей в том числе. Не секрет, что многие студенты знают порой больше, чем их преподаватели, а школьники быстрее осваивают интернет-технологии, чем их учителя.
Недавно ученица 5-го класса из одной американской школы стала работать в Силиконовой долине. Она там оказалась благодаря своему гибкому мышлению. В 5 классе она написала приложение для «айфона», чтобы научить свою младшую сестру различать животных. Это приложение стало популярным, и девочка получила работу!
А как часто можно встретить 3-4-летних детей, которые уверенно нажимают кнопки смартфона и играют в планшеты? Это же поразительно! Мир меняется на глазах.
И как бы традиционная педагогика не противилась этому факту, но наши дети становятся все более зависимы от интернета и социальных сетей. Эту реальность надо принять и строить системы образования в соответствии с этими реалиями. Современные учителя должны их учителей-трансляторов знаний превратиться в педагогов-организаторов. И это превращение для многих окажется весьма болезненным.
«В современную постиндустриальную эпоху учебные программы должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков, критического мышления, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений», — утверждает профессор Патрик Гриффин.
Все-таки, к счастью, мы уже можем наблюдать перемены в современных школах. Многие учителя уходят от традиционных способов преподавания к проектным и задачным подходам. Активно применяют индивидуальный подход и внедряют критические технологии обучения. Многие понимают, что главная их задача — научить учиться. И это не может не радовать.
Поэтому, если такое понимание придет в массы, станет понятным и учителям, и ученикам, и их родителям, то мы с полной уверенностью можем сказать о переходе на новый уровень обучения — самообучение. Никакое образование невозможно осуществить насильно. Любое образование становится доступным только в процессе самостоятельно работы, т.е работы над собой. Вот тут и выясняется важность понимания самообразования для детей и самосовершенствования для специалистов.
Остается только всем пожелать удачи на пути построения новой системы образования. Учите своих детей уже сейчас тем навыкам 21 века, которые им точно пригодятся: критически мыслить, творить новое и умение взаимодействовать с людьми. А мы в «Полиглотиках» вам в этом поможем!