Что такое логопедическая диагностика? | Повод для беспокойства | Что должен узнать родитель в ходе диагностики?
Сегодня одной из самых распространенных проблем, связанных с развитием детей, являются речевые расстройства. Так, по данным статистиков, в 70-80 годы прошлого века дефекты были только у каждого четвёртого дошкольника. В наше время трудно найти ребёнка без речевых нарушений, кроме того, резко возросло число детей, у которых речь не появляется до 3 лет. Примечательно, что речевые патологии у дошкольников составляют сразу 20% от общего числа всех нарушений в развитии. На фоне этого актуальность раннего выявления данной проблемы становится неоспоримой. Сделать это поможет логопедическая диагностика в языковых центрах Полиглотики.
Логопедическая диагностика направлена на выявление у детей отставаний в речевом развитии. Её нужно проходить ежегодно, но, к сожалению, многие родители об этом не знают, другие же пренебрегают ей. В детских садах диагностику организуют каждую осень. Однако фактически проводят эту процедуру далеко не везде, а ещё чаще делают её поверхностно, не пытаясь на самом деле выявить проблему.
Сеть языковых центров Полиглотики предлагает качественную логопедическую диагностику. Её проводят профессиональные специалисты высокой квалификации: логопеды, дефектологи, педагоги и психологи. Мы рекомендуем родителям проводить ежегодную логопедическую диагностику своим детям в первую очередь дошкольного и младшего школьного возраста. Только после этого можно подобрать эффективную коррекционную программу для развития речи ребёнка. Помните, чем раньше будут выявлены речевые нарушения, тем быстрее и легче их можно устранить.
Теперь вы знаете, что логопедическая диагностика необходима всем детям. Однако существуют случаи, в которых не стоит ждать планового осмотра, а нужно действовать здесь и сейчас. В большинстве случаев основным поводом для беспокойства является отсутствие речи. В норме ребёнок начинает говорить уже к концу первого года своей жизни. Да, малыш ещё не способен проговаривать некоторые звуки, но самые простые слова он может воспроизвести.
В шесть лет дошкольник должен полностью овладеть нормами речи. Первоклассник без труда выговаривает все звуки родного языка, произносит их без дефектов, а его словарный багаж достигает 3,5 тысяч слов.
Рассмотрим конкретные отклонения, которые должны привлечь внимание родителей, для каждой возрастной группы.
Ребёнок должен лепетать, произносить повторяющиеся слоги, например, мама. Если этого не происходит, необходимо провести комплексную диагностику. Важно исключить глухоту, а значит придётся в первую очередь обратиться к отоларингологу, после - к невропатологу. Если они не выявят нарушений, отведите ребёнка к логопеду.
Малыш произносит меньше десяти слов или вовсе молчит.
В этом возрасте логопедическая диагностика обязательна, даже если всё хорошо: порой, проблемы не лежат на поверхности. Помимо этого, срочное обращение к врачу необходимо, если ребёнок не говорит фразами, заменяет один звук другим, общается на своём собственном языке. Полное молчание – опасный сигнал, который может оповещать о тяжёлых нарушениях общего развития.
Невнятная речь, невозможность произнести некоторые звуки, проблемы с ответами на простые вопросы взрослых – повод идти к специалисту.
Шепелявость, гнусавость, скудный словарный запас и мягкое произношение звуков, например, «щапка» или «лямпотька» - основные тревожные признаки в этом возрасте.
Для дошкольника в таком возрасте посещение логопеда вновь обязательно. Родителям нельзя игнорировать даже незначительные отклонения от нормы. Совсем скоро ребёнок отправится в школу, а значит, ему просто необходимо уметь общаться со сверстниками, в противном случае это повлечёт за собой целый ряд проблем. Признаками нарушений у шестилеток являются невозможность пересказать даже небольшой текст или запомнить стихотворение, односложные ответы на вопросы и скудная речь.
Родителям важно общаться со специалистами, задавать им вопросы, чтобы быть в курсе развития своего ребёнка. Рассмотрим основные моменты, которые стоит узнать у логопеда и дефектолога в ходе диагностики.
Нет ли задержки речевого развития?
Нет ли нарушений усвоения грамматики? В их числе неверное употребление падежей, трудности при понимании предлогов.
Нет ли нарушений звуко-слоговой структуры слова, например, пропусков и перестановок слогов, согласных звуков на конце слова?
То же, что и в предыдущем случае, а также по возрасту ли развивается произношение звуков у ребёнка?
При прохождении логопедической диагностики впервые нужно обратить внимание на все вышеперечисленные моменты. Кроме того, важно узнать умеет ли ребёнок различать на слух похожие звуки, то есть насколько хороши его звукопроизношение и фонематические функции?
Как держит ручку, ведет линию, нет ли тенденции к зеркальному письму?
Каковы фонематические функции и усвоение графических навыков?
Нет ли риска дислексии, дисграфии, то есть каково усвоение навыков чтения и письма?
Нет ли дислексии, дисграфии: неспособности или затрудненности овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе?
Нет ли дислексии, дисграфии, дизорфографии: трудностей усвоения орфографии, связанных с логопедическими причинами?
Важно! При выявлении каких-либо логопедических проблем родителю следует незамедлительно записать ребёнка на соответствующий коррекционный курс для устранения выявленных речевых нарушений. Это позволит ребёнку в дальнейшем активно и правильно развиваться, успешно осваивать школьную программу. Подобрать подходящий курс помогут специалисты языковых детских центров Полиглотики.