Каждый человек — индивидуальность, он обладает присущими только ему чертами характера, психологическими особенностями и предпочтениями. Однако в классической системе образования принято использовать стандартизированный подход к изучению иностранных языков, который не учитывает этих нюансов. К счастью, сегодня с каждым днём всё популярнее становится нейропедагогика. Её приверженцы уверены, что возможности человека безграничны и позволяют осваивать любую информацию и в любых количествах, если учитывать этапы развития мозга. Главное — на каждом из них подбирать подходящие методы обучения и ориентироваться на индивидуальные особенности людей.
Первые исследования на тему нейропедагогики появились ещё во второй половине 20-го века. Тогда американские учёные провели ряд опытов и выяснили, что мозг испытуемых по-разному реагирует на различные способы преподнесения информации:
В результате учёные пришли к выводу, что правильный выбор методов способен решить проблему школьной неуспеваемости. Так знание психологических особенностей человека и законов работы его мозга стало неотъемлемой частью педагогики.
В дальнейшем вопросами исследования нейрофизиологии и нейропедагогики занимались и зарубежные, и отечественные исследователи. В их числе:
Накопленные ими знания и опыт в этой области позволили создать эффективную систему обучения иностранным языкам, которую применяют в сети языковых центров «Полиглотики».
Одну из основных ролей в обучении по законам нейропедагогики играет разница восприятия информации полушариями нашего мозга. В классической образовательной системе принято тренировать только левое. Это связано с тем, что педагоги делают упор на вербальном преподнесении информации, они объясняют тему, системно представляя данные в виде сухих фактов. К сожалению, такой способ обучения подходит далеко не всем. У многих людей доминирующим является правое полушарие мозга, а значит, что им нужен невербальный способ преподнесения информации.
Безусловно, нельзя считать работу полушарий нашего мозга автономной, они тесно взаимосвязаны, и при правильном подходе к обучению развитие одного способствует развитию другого.
Оба полушария участвуют в процессах восприятия и усвоения информации, однако при этом они индивидуальны, как и сам человек.
Так, левополушарных людей отличает подход «от части к целому». Они очень последовательны, привыкли работать самостоятельно. Для них важно, чтобы информация была представлена системно, разложена по полочкам. Они легко могут заучить нужные слова, а вот применить их на практике — задача непростая. Зато им просто писать тесты и сдавать экзамены с чётко сформулированными вопросами. Они и сами логичны во всем, педантичны, привыкли планировать. При этом, изучая иностранный язык, такие люди могут не ставить перед собой каких-то конкретных целей, для них важен сам процесс.
А вот правополушарные ученики никогда не заинтересуются иностранным языком, если у них не будет конкретной цели. Им нужно понимать, зачем прикладывать усилия. Для них важны эмоции, они идут от целого к частному, следуя своей интуиции. Сухой и систематизированный материал для них скучен, зато важна яркая «обёртка»: знания должны быть представлены интересно, с иллюстрациями, дополнительными материалами. Им нужна практика, просто зубрить скучно, лучше пробовать, несмотря на ошибки и проколы.
Таким образом, при подборе эффективной методики обучения иностранным языкам крайне важно учитывать особенности человека. Иначе можно долго стучаться в закрытую дверь, и в результате у ученика совсем пропадёт интерес к языку.
Именно поэтому преподаватели сети языковых центров «Полиглотики» учитывают законы работа полушарий мозга при выборе подхода к каждому человеку.
Большое значение при выборе правильного подхода к обучению играют и стадии развития мозга. Каждый возрастной этап характеризует ряд особенностей, которые в «Полиглотиках» обязательно учитывают для лучшего усвоения детьми иностранного языка.
Начало великого обучения с рождения и длинною в жизнь! В первые годы после рождения в нашем мозге формируются миллионы новых контактов между клетками — нейронами. Маленький человек максимально активно познаёт мир, ему интересно всё вокруг, он любознателен. Задача родителей и педагогов на этом этапе включить иностранный язык в круг интересов малыша, показать, какой он интересный и необычный.
Основной способ увлечь и простимулировать ребёнка — это разговаривать с ним! Даже, когда малыш ещё не может ответить самостоятельно, его мозг картографирует язык по звукам, которые слышит. Речевая сфера развивается на этой стадии очень активно, как и эмоциональная. Именно поэтому любые взаимодействия с малышом должны носить исключительно позитивный характер.
Все это связано с тем, что у ребёнка активно развивается воображение, ему важно воспринимать информацию с не только на слух, но и с помощью образов.
Ещё одна неотъемлемая составляющая занятий в «Полиглотиках» для малышей — развитие мелкой моторики. Дети рисуют, лепят, делают что-то руками. Это не просто отвлекающий манёвр педагогов, это дополнительный способ установления новых контактов между нейронами.
Следующая стадия — переход к более активным движениям. Связано это с тем, что после 4-х лет у малышей начинает активно развиваться правое полушарие мозга, и для его формирования очень важна двигательная активность, ритм. Детям важно менять деятельность.
На этом этапе иностранный язык начинает превращаться в целостную картину, складываясь из тех звуков и слов, которые малыши уже успели освоить в «Полиглотиках».
Постепенно к 7 годам в работу активнее включается левое полушарие. Дети начинают более детально и линейно обрабатывать информацию.
Тогда педагоги «Полиглотиков» переходят к:
Наукой доказано, что развитие мозга и синаптических цепей между нейронами пропорционально объему заботы по отношению к ребёнку. Поэтому наши специалисты общаются с детьми ласково, стимулируя их. Важно, чтобы такой же модели поведения придерживались и родители.
Успехи ребёнка в изучении иностранного языка часто нестабильны. Поначалу он вообще может не показывать значительных результатов, но это нестрашно. Главное сформировать у него любовь и интерес к языку. В будущем это воздастся в многократном объеме.
Следующая стадия развития — формирование личности. На этом этапе мозг принимает окончательную форму, он начинает обрабатывать всю информацию комплексно, связи между нейронами укрепляются.
Это непростой период, в который организм фактически «ломает». Дело в том, что прежде, чем перейти к стабильности, наш мозг избавляется от всех лишних связей. Однако параллельно с этим стартует и процесс укоренения нужных цепочек, нервные волокна покрываются особым веществом миелином. Скорость передачи нервного потока достигает (только вдумайтесь!) 120 метров в секунду!
Так, отбрасывая всё ненужное и укрепляя необходимое, мозг подростка (10-18 лет) приобретает свою форму. В это время для школьника лучшим способом преподнесения информации будет использование сенсорной системы, одной из её составляющих являются рецепторы. К сенсорной среде относятся:
Крайне важно задействовать максимальное количество этих каналов в процессе обучения. Для этого педагоги «Полиглотиков» вновь прибегают к разнообразным заданиям, темы которых должны входить в круг интересов подростка.
Именно сейчас у ребёнка формируются знания о себе, о своем теле, о своих предпочтениях, общественные интересы. Он уже не хочет заниматься ради игры, для него важны мотивы, ему нужно понимать, зачем он учиться, ради чего и к чему идёт. При этом желание проявить себя и свою индивидуальность прослеживается во всех его поступках. Педагоги «Полиглотиков» учитывают возрастные особенности школьников и стараются не ограничивать их свободу и творческие способности, а, напротив, способствуют их развитию, преподнося иностранный язык через призму интересов подростка и его целей.
Особое внимание в этот период в «Полиглотиках» уделяется социализации учеников. Для них важно общаться, говорить. К счастью, в группах, которые формируются в наших школах, подростки легко находят единомышленников. Таким образом, они привыкают находиться в обществе, пропадает страх общения на иностранном языке. Дети развиваются вместе, вдохновляя друг друга своими успехами.
Подростки хотят, чтобы взрослые их также слышали и слушали. Многие родители ошибочно думают, что дети не идут на диалог, однако это не так. Просто важно адаптировать свое поведение к возрасту ребёнка. Не заставлять его, а направлять, стимулируя интерес к иностранному языку, показывая, каких результатов в будущем помогут достичь ему полученные сейчас знания. Поэтому в «Полиглотиках» к обучению подростков подходят особо деликатно, стараясь стать другом и соратником для каждого.
Несмотря на наступление зрелости, сформированный мозг человека никогда не прекращает развиваться. Неверно думать, что получать новые знания можно только в юном возрасте. Да, у раннего обучения много плюсов, но, к счастью, учиться никогда не поздно. Специалисты «Полиглотиков» убедились в этом на многолетнем опыте работы с учениками, подтверждают это и научные исследования, которые доказывают высокую способность мозга к адаптации. Однако для установления новых связей его необходимо постоянно питать.
Считается, что развитие мозга окончательно заканчивается к 25 годам. Основные нейронные связи уже выстроились, предлобная доля окончательно созрела. С этих пор мозг достигает пика своего развития. Теперь он безустанно работает круглые сутки, каждое мгновение получая новую информацию, запоминая её, анализируя и усваивая. Реакции становятся максимально быстрыми, все основные задачи мы решаем в автоматическом режиме. Но есть одна загвоздка: если не давать мозгу новую информацию, он начинает постепенно угасать.
Работа педагогов в «Полиглотиках» направлена на то, чтобы активизировать все ресурсы нашего организма, ведь мозг никогда не утрачивает способности устанавливать новые связи между нейронами и позволяет нам постоянно развиваться и прогрессировать. Помимо этого, исследования доказывают, что у взрослых людей формируются нейроны, которые отвечают за лингвистические способности высшего уровня. Это значит, что зрелому человеку проще сконцентрироваться на иностранном языке, понять непростые правила и запомнить информацию на долгие годы.
Во взрослом возрасте очень важно развитие системного мышления с помощью всестороннего развития знаний и навыков об иностранном языке.
Все занятия со взрослыми учениками отвечают их психологическим и физиологическим особенностям, а они позволяют делать уроки информативными и содержательными. Учеников учат слушать, понимать, говорить, читать и писать, постепенно двигаясь от простого к сложному. В «Полиглотиках» не забывают, что любые взрослые — это дети. Поэтому также прибегают к методическим материалам, фильмам, музыке, движению, соответствующим возрасту учеников. Это делает уроки увлекательными и формирует у человека определённую зависимость. Постепенно занятия входят в привычку, и мозг буквально требует новой порции информации.
В зрелом возрасте всегда есть цель: уехать жить заграницу, выучить язык для путешествий, построить бизнес за рубежом, поступить в иностранный вуз. Занятия во взрослых возрастных группах направлены на решение той или иной поставленной задачи. Важно, что проходят они в непринуждённой атмосфере, в небольших группах. Это позволяет взрослому человеку не испытывать стеснения и чувствовать себя комфортно. Таким образом наши ученики совершенствуют не только свои знания, но и эмоции, избавляются от зажимов.
В современном мире существует огромное количество методик обучения, но очень важно подобрать ту, что не навредит и подойдёт именно вам. В «Полиглотиках» понимают это и предлагают своим ученикам только эффективные программы обучения иностранным языкам, основанные на законах работы мозга, нейрофизиологии, психологии и педагогики.
Наши специалисты уверены: неважно — что, важно — как. Мы знаем, первостепенно не содержание, а подход к его усвоению. Для грамотного и эффективного обучения необходимо знать, как наш мозг отзывается на знания в разном возрасте, и тогда проблем с изучением иностранного языка не возникнет.