Особенности дисграфии | Психофизиология письма | Особенности курса | Содержание курса
В начальной школе ребенок узнает, что привычное произношение слов и их запись на бумаге могут значительно отличаться друг от друга. Графическая символизация речи с учетом правил фонетики и грамматики - непростая задача для любого школьника. Симптомы дисграфии могут проявиться в письменной речи совершенно здорового и интеллектуально развитого ребенка. Как правило, это происходит во втором полугодии второго класса обучения в школе. Но занятия также посещают ученики 1- 4 классов.
Дисграфия – это нарушение письменной речи. Для нее характерно появление стойких, повторяющихся ошибок на письме. Это могут быть
Без специального обучения такие ошибки не исчезнут, и требуется помощь логопеда.
В процессе письма в работу вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Для овладения письменными навыками нужно видеть, слышать, правильно произносить и запоминать слова, уметь анализировать и раскладывать их на звуки и слоги, работать мышцами тела. К школе у ребенка могут быть развиты не все речевые и неречевые функции, все еще продолжают формироваться мышцы кисти рук. Это затрудняет формирование правильной письменной речи школьника.
Годовой курс по профилактике и коррекции дисграфии построен таким образом, чтобы справиться со всеми имеющимися видами нарушений. Группы учеников сформированы по возрастному принципу.
Курс рассчитан на посещение двух занятий в неделю, с выполнением домашних заданий. Если у ребенка выявлен только один вид дисграфии (например, только замена сходных букв), то он может в определенное время присоединиться к программе для прохождения конкретной темы.
Систематическая работа по развитию письма дает положительные результаты в формировании коммуникативно-речевых умений ребенка.
Программа курса собрала лучшие методы коррекционной работы советских и российских ученых, а также собственные разработки логопедов сети «Полиглотики».
В течение учебного года прорабатываются разные задачи на три группы дисграфических ошибок: на уровне буквы и слога, на уровне слова и на уровне предложения. У большинства детей выявляется смешанная дисграфия, и программа закрепляет навыки по каждому направлению.
На занятиях дети учатся различать звонкие и глухие звуки, например, С-Ш, З-Ж и т.д., распознавать сходные буквы, например, Б-Д, П-Т и т.д., восстанавливать пропуски букв и слогов, не переставлять их местами, отличать границы предложения, ставить точки и использовать заглавные буквы, замечать служебные слова.
В результате обучения у учащегося восстанавливается фонематический, слоговой и языковой анализ и синтез. Ребенок учится правильно «раскладывать» слово на последовательность звуков и правильно, без пропусков, воспроизводить эту последовательность на письме.