В марте 2022 года большинство зарубежных издательств, поставляющих современные учебники и пособия по иностранным языкам в Россию, прекращают работать с российским рынком. Это значит, что книги, пособия, рабочие тетради не будут поставляться в российские школы, центры дополнительного образования и клубы иностранных языков.
Более того, прекращается методическая поддержка, обучение педагогов работе по этим изданиям, останавливается оказание услуг цифрового образования и прием международных экзаменов. Закрыт доступ к официальным цифровым продуктам или их обновлениям. Как следствие, возник дефицит и резкий рост цен на оставшиеся печатные экземпляры иностранных изданий на российских складах.
Как это отразиться на образовании наших детей? Давайте разбираться.
Из объявления на официальном сайте Pearson Corporation:
«Компания Pearson приостановила поставки всех продуктов и сервисов на территорию России и Республики Беларусь на ближайший период времени.
Для клиентов и конечных пользователей России и Беларуси это означает, что новые заказы Pearson не принимает, и новые регистрации пользователей для цифровых и экзаменационных продуктов не будут разрешены. Существующим пользователям цифровых продуктов и услуг ELT, которые уже зарегистрированы на наших платформах, мы не можем гарантировать непрерывный доступ или техническую поддержку в будущем.»
А вот что написано в предупреждении, например, на официальном сайте эксклюзивного дистрибьютора и партнера в России издательства Oxford University Press для русскоязычных пользователей – Relod:
«В связи со сложившимися обстоятельствами часть цифровых продуктов может быть недоступна для заказа…»
В целом многие зарубежные издательские дома приостанавливают сотрудничество с Россией, отказываются продлевать контракты. В их числе, например, старейший в мире издатель англоязычных книг Penguin Random House, а также Macmillan Publisher, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. То же происходит с рядом других иностранных издательств, которые известны педагогам и репетиторам иностранных языков.
Владельцы прав на иностранную литературу отзывают лицензии на свои произведения или отказываются разрешать печатать новые книги российским издателям, сообщает Business FM. «В случае потери значительной части зарубежных новинок вырастет доля пиратских ресурсов», - предупреждает «Коммерсантъ». Негативные последствия очевидны – многих педагогов, репетиторов, руководителей кружков это вынудит и вовсе перейти на пиратские версии, что однозначно приведет к снижению качества обучения.
К счастью, уход зарубежных издательств из России сказался на отрасли положительно и стал основной причиной активного развития отечественного рынка. Так, исследование, проведённое Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в 2023 году, показало, что доля отечественных учебников по иностранным языкам в российских школах увеличилась в два раза за последний год. В настоящее время более 60% школ используют учебники, изданные в России.
Ещё одно исследование Российского книжного союза подтверждает рост популярности отечественных учебников по иностранным языкам. По данным опроса, в котором приняли участие более 1000 респондентов, 82% школ планируют перейти на использование российских учебников к началу следующего учебного года.
Все наши 185 детских центров Полиглотики обучают детей по единым авторским программам нашего методического центра. Пособия, учебники, тетради, плакаты, флеш-карты и другую продукцию мы давно и успешно разрабатываем и выпускаем нашим методическим штатом с привлечением носителей языка.
Полиглотики предлагают продукт исключительно российского производства, который печатается в наших российских типографиях. На фоне тотального закрытия зарубежных издательств и прекращения их методической поддержки Полиглотики в глазах потребителя остаются надежным российским партнером.
Если бы мы все эти годы не разрабатывали собственные образовательные многоуровневые программы, которых у нас уже более 80, наши дети сегодня оказались бы лишенными качественных знаний иностранных языков.
Программы, разработанные методистами нашей сети, выгодно отличаются от существующих на рынке программ тем, что идут в ногу со временем, соответствуют общемировым стандартам дошкольного и школьного образования, требованиям ФГОС, а, по отзывам и оценкам экспертов, и опережают их.
Именно благодаря этому достигается высокая эффективность занятий. Обучаясь по нашим программам, дети не только свободно разговаривают на иностранном языке через 3-6 месяцев после начала занятий, но и получают хорошие оценки в школе.
Полиглотики — очень разносторонняя компания, которая предлагает не только английский, но и китайский, французский, немецкий, испанский. В нашем ассортименте программы для развития родной речи у детей с годовалого возраста. С 2022 года введены новое направления – коррекционные программы для малышей, дошкольников и школьников.
Многоуровневые авторские программы сети Полиглотики позволяют детям учиться не один год, а возвращаться в Полиглотики на следующий учебный год и продолжать получать знания. Например, курс английского языка состоит из 9 уровней, и это полноценная образовательная программа, подтвержденная сертификатом качества. Курс китайского языка состоит из 7 уровней. Каждый этап любой из программ направлен на достижение определенной цели и соответствует конкретному возрасту ребенка и ранее полученным знаниям.
Программы учитывают возраст детей, их интересы, особенности психологии. С повышением уровня курса изменяется не только сложность заданий и материала, но и меняются изучаемые темы, подача, форма работы на занятиях.
Каждый курс Полиглотики — многосоставный.
В него входит:
Методическое пособие, предназначенное для педагога. В пособии прописано поурочное планирование на 6-12 месяцев, обозначен тайминг каждого занятия. Все уроки расписаны по минутам, вплоть до таких деталей, как ответы на вопросы, объяснение новой темы, повторение.
Более того, наши методисты понимают, что педагогам предстоит работать с разными детьми, в том числе с самым требовательным младшим возрастом – от 1-2 лет, что безусловно довольно сложно. Поэтому методическое пособие для самых маленьких включает даже описание выражения лица, действия и мимику педагога в деталях, чтобы занятие было максимально эффективным для малышей.
Несмотря на то, что занятия в Полиглотиках проходят по коммуникативной методике, то есть в игровой форме, усвоение основного материала происходит и во время работы детей за столом.
При использовании элементов традиционного подхода в обучении мы всегда учитываем возрастные особенности детей. Так, детям от 1 до 3 лет на руки не выдается рабочая тетрадь с заготовленными заданиями, но при этом каждый урок для них включает занятие на одном рабочем листе. Получив листок, они не отвлекаются на содержание всей тетради, и им проще сконцентрироваться на задачах. Обычно малышам предлагаются несложные развивающие задания из рабочей тетради: рисование пальчиками, проведение соединительных линий, поиск и раскрашивание картинок или подбор фигурок по размеру, цвету, названию.
Это красочные флеш-карты с рисунками на изучаемую тему. Они позволяют образно представить то, о чем рассказывает педагог. Это и настольные игры, постеры, карточки — все то, что понадобится педагогу, чтобы сделать занятие более интересным и достичь хороших результатов.
«Вспомните 2020 год, начало пандемии, которая негативно отразилась на многих сферах бизнеса. Индустрия образования сумела быстро адаптироваться и временно перейти в онлайн-формат, благодаря чему сфера услуг в нашей нише за последние два года выросла в разы.
На примере своей компании я вижу, как важно и выгодно вкладывать свои силы, средства и опыт в свое дело, постоянно учиться, обучать руководителей и персонал, становиться ближе и доступнее для клиентов, а главное — предлагать полноценные, качественные продукты и услуги для своей страны.
В сегодняшних реалиях российские предприниматели активно берут курс на импортозамещение. С уходом многих иностранных компаний у наших бизнесменов появился шанс занять свою нишу и прочно закрепиться в ней для российского потребителя, как это сделали Полиглотики 15 лет назад. Начинающим предпринимателям мы предлагаем присоединиться к нашему бренду и открыть свой детский центр в России по франшизе».
Согласно исследованию "Рынок дополнительного образования детей в России 2022-2024" от аналитического агентства BusinesStat, расходы родителей на дополнительное образование детей достигнут 1,5 трлн рублей в 2024 году. Это почти на 20% больше, чем в 2022 году.
Рост спроса на допобразование связан с желанием родителей обеспечить своим детям всестороннее развитие и заложить основу для успешного будущего.
В свою очередь, опрос, проведенный среди родителей Санкт-Петербурга компанией "Городской центр тестирования и развития", показал, что около 80% респондентов планируют увеличить расходы на дополнительное образование детей в текущем году.
Основными мотивами для этого являются рост конкуренции на рынке труда и желание дать своим детям лучшие возможности для самореализации. Предполагается, что особенно высокий спрос будет на занятия по английскому языку, математике, а также секции по различным видам спорта.
По мнению бизнес-экспертов, полученная статистика является прямым подтверждением того, что франшизы в сфере дополнительного образования не утратят популярность в ближайшее время, а, напротив, будут стремительно набирать обороты.