Желание открыть свое дело вполне объяснимо: каждый хочет достойно зарабатывать, самореализоваться, заниматься любимым делом, воплощать в жизнь свои идеи и не оглядываться на начальство. И здесь возникает вопрос: купить франшизу или начать свой бизнес? Ответить на него нужно «на берегу», чтобы не потерять свои вложения и избежать разочарования.
Количество франшиз растет с каждым годом, и это закономерно. Покупка готовой бизнес-модели, которая уже зарекомендовала себя, - отличный старт для начинающих предпринимателей и выгодное приобретение для опытных бизнесменов. Давайте поговорим о том, какие преимущества приобретает франчайзи и какую выгоду получает франчайзер после заключения договора коммерческой концессии.
Преимущества для франчайзера:
По данным опроса Международной ассоциации франчайзинга (IFA), проведенного в 2023 году, 90% франчайзи считают, что франшиза предоставляет ряд преимуществ по сравнению с открытием собственного независимого бизнеса. В число этих преимуществ, по мнению опрошенных, вошли:
А вот основными причинами, по которым предприниматели выбирают франшизу, стали:
Как известно, у медали две стороны: подводные камни можно найти везде. Ведение бизнеса по франшизе подразумевает ряд недостатков. Так, франчайзи должны следовать некоему регламенту, инструкциям. Управляющая компания диктует партнеру, у каких поставщиков закупать продукцию (хотя, может быть, есть возможность сотрудничать с организациями, предлагающими лучшее качество или меньшую стоимость). В случае расторжения договора коммерческой концессии некоторые фирмы накладывают ряд ограничений, материальных либо связанных с запретом некоторое время заниматься схожей деятельностью.
Чтобы не допустить ошибку в выборе франшизы, детально изучите все условия, предлагаемые франчайзером, взвесьте все «за» и «против» и только потом принимайте решение.
Открытие своего дела также имеет ряд достоинств и недостатков. К плюсам собственного бизнеса мы отнесём:
Теперь обозначим возможные сложности, с которыми есть вероятность столкнуться начинающему предпринимателю.
При ведении бизнеса по франшизе риски есть и у франчайзера, и у франчайзи.
Управляющая компания передает своим партнерам накопленные знания, коммерческую информацию и другие сведения, которые недобросовестные франчайзи могут использовать против нее самой. Например, набравшись опыта, франчайзи решит расторгнуть договор и начать свой бизнес, став уже не партнером, а конкурентом, или распространит информацию, являющуюся коммерческой тайной. Однако отследить и найти виновного для последующего взыскания за нарушения договора о неразглашении опытным франчайзерам не составит труда.
Еще одной угрозой для франчайзера может стать продажа некачественного товара или недостаточно качественное оказание услуг – такие ошибки франчайзи портят репутацию всего бренда.
Кто-то может подумать, что, покупая франшизу, достаточно только оплатить все взносы, а затем бизнес будет работать сам по себе. Это мнение ошибочное. Без усилий франчайзи ничего не получится. Об ожиданиях партнера лучше узнать до момента подписания договора.
Существуют компании, интересующиеся исключительно собственным обогащением. Такие фирмы, после того как получат взносы, не беспокоятся об успехе своих партнеров и не занимаются их обучением и поддержкой. Чтобы защититься от подобных компаний, следует изучить отзывы действующих партнеров и внимательно прочитать договор с франчайзи на предмет того, что в него включено.
Также нужно учитывать специфику региона, где франчайзи хочет открыть точку. Возможно, то, что работает, например, в Москве, не будет работать в другом регионе.
Франчайзи может столкнуться с еще одной неприятной ситуацией – зависимость от репутации сети. Если вы работаете добросовестно, а другой партнер совершает грубые ошибки, то аналогичное мнение может сформироваться и о вашей точке.
Риски – неотъемлемый элемент любого бизнеса. Угроз для своего дела множество в разных сферах: внутренние и внешние, производственные, финансовые, страховые, законодательные и др. При ведении своего дела вся ответственность будет лежать на вас, а то время как при покупке франшизы риски могут быть распределены между франчайзи и франчайзером.
Предотвратить риски возможно, если грамотно подготовиться:
Затраты на приобретение франшизы на первый взгляд могут показаться большими, но нужно учитывать, что паушальный взнос – это единовременный платеж. Таким образом, разовый взнос дает право работать под известным брендом, использовать уже готовую, проверенную бизнес-модель, маркетинговую стратегию и многое другое.
Нужно смело использовать помощь франчайзера, ведь он на своем опыте проверил всю информацию, инструменты, схемы, которые передаются всем партнерам. Это позволит в дальнейшем сэкономить.
Франшиза | Собственный бизнес |
Проверенный бизнес-план | Самостоятельное изучение бизнес-моделей, развитие бизнеса с нуля |
Готовая маркетинговая стратегия | |
Помощь в выборе помещения, найме и обучении персонала | |
Расчет сметы расходов |
Покупка франшизы станет отличным вложением своих средств как для начинающего предпринимателя, так и для опытного бизнесмена. Если вы делаете первые шаги в качестве предпринимателя, работа по франшизе станет для вас отличным стартом. Главное – правильно выбрать саму франшизу, ту сферу деятельности, которая вам близка. Определиться с выбором помогут отзывы о франшизе, которые можно получить от уже действующих партнеров.
Предприниматели, желающие вести свое дело, не оглядываясь ни на кого, могут смело открывать собственный бизнес. Из плюсов своего дела можно назвать независимость и возможность финансового роста. Если вы достаточно подготовлены, оценили свои возможности, то собственный бизнес вам подходит.
Ответить на этот вопрос каждый должен самостоятельно. Принять решение нужно исходя из вашей информированности о схемах, инструментах создания бизнеса, финансовых возможностей. Если вы не обладаете опытом ведения бизнеса, то вам стоит обратить внимание на приобретение франшизы. Определите свою зону комфорта: работать по выверенной схеме или действовать по своему усмотрению.
Следует тщательно проанализировать всю информацию о компании, конкурентах, возможно, потребуется помощь эксперта. Принимайте решение только после того, как взвесите все «за» и «против».
После того как вы определите для себя, что будете работать под каким-либо известным брендом или с нуля начнете воплощать собственные идеи, соберите следующую информацию:
Важно внимательно изучить все плюсы и минусы. Если вы готовы рисковать, уверены в своих возможностях, то можете попробовать себя в качестве самостоятельного бизнесмена. Однако стоит учесть, что этот путь тернистый и довольно долгий. Сначала придется «завоевать» клиентов и спрогнозировать судьбу своей компании будет достаточно затруднительно.
Тем, кто предпочитает работать по уже проверенной схеме, кто нуждается в поддержке и наставничестве, лучше приобрести франшизу. Так вы сможете уверенно начать свой путь в сфере бизнеса. Франчайзер заинтересован в успехе своих партнеров, поэтому будет оказывать всяческую помощь.
Паушальный взнос — это единовременный платеж, который производится в момент заключения договора коммерческой концессии.
Роялти — это ежемесячные платежи.
Приобретая франшизу Полиглотики вы получаете:
Мы считаем, что в партнерских отношениях мы не можем контролировать финансовые потоки партнеров. Именно поэтому роялти является фиксированным. Летом партнеры получают скидку 50% на роялти.
Сотрудничество с партнерами начинается с обучения, которое длится около двух недель. На обучении партнер получает всю необходимую информацию для открытия Центра. Важным этапом подготовки к открытию является ремонт помещения и его оборудование. Все Центры Полиглотики оформлены в едином стиле. Наш партнер получает типовой дизайн-проект.
Совместно с партнерами мы занимаемся подбором персонала и проводим обязательное собеседование. Все педагоги наших Центров проходят обучение работе по нашим программам. Обучение проводится дистанционно и длится две недели. После обучение педагог сдает экзамен и допускается к работе в Центре Полиглотики.
Проведение Дня Открытых Дверей волнительное событие для руководителя Центра, ведь, как известно, не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Нами разработан сценарий дня открытых дверей. По желанию партнера возможен выезд специалиста сети Полиглотики для проведения тренинга для персонала и последующего участия в мероприятии. Нами также разработана система проведения открытых уроков для разных возрастных групп.
В регионах России различная экономическая ситуация, отличаются реальные доходы населения, величина арендных платежей, зарплаты. В крупных городах обороты бизнеса значительно выше, чем в малых населенных пунктах.
Каждый партнер проходит обязательное обучение по бизнес-процессам и по методике и программам нашей сети. Обучение проводится дистанционно. Все педагоги также проходят обязательное обучение и тестирование.