Более 90% предпринимателей-партнеров «Полиглотики» и «Футуриум» — женщины. Больше половины из них открыли семейный бизнес, т.е. совместно с мужем или родственниками или при их активной поддержке. При этом инициаторами покупки франшизы были именно женщины. Почему женщины становятся франчайзи и как им удается совмещать бизнес и семью, расскажем в статье.
Исследования сети «Полиглотики» показывают, что женщины стремятся открыть семейный бизнес по нескольким причинам:
1. Желание реализовать себя в карьере.
Женщины из-за рождения и воспитания детей вынуждены делать перерыв в карьере, как правило, его продолжительность составляет более 1,5 лет. Это большой срок — знания устаревают, а навыки теряются. Поэтому, возвращаясь к работе, мамы вынуждены начинать свой путь с нуля.
Открытие собственного бизнеса по франшизе — отличный старт для возвращения к работе, причем сразу в качестве руководителя.
2. Гибкий график работы.
Частное предпринимательство — это не только переработки. На самом деле в случае с франшизой, где процессы работают как часы, можно самостоятельно формировать свою нагрузку и оставлять необходимое количество времени на воспитание детей.
3. Монетизация родительского опыта.
Детские образовательные центры помогают мамам реализовать и делиться практическим опытом, полученным при воспитании собственного ребенка, и получать за это деньги. Франшиза помогает минимизировать риски предпринимателя, впервые запускающего свой бизнес.
По оценкам комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», женщины в 90% выбирают социальный бизнес. В сфере услуг женщин 58%, в торговле — 28%, в производстве — 14%. То есть женщины в 90% создают бизнес, ориентированный на решение социальных проблем, таких как образование, здравоохранение, поддержка уязвимых слоев населения. Внутренняя мотивация женщин — не только в зарабатывании денег, а еще и в том, чтобы вносить значимый вклад в развитие общества.
4. Самореализация.
Предпринимательство развивает лидерские качества, стратегическое мышление и умение адаптироваться к меняющимся условиям. Собственный бизнес предоставляет уникальную возможность сменить сферу деятельности, постоянно расти и развиваться. А личный успех наполняет женщину чувством гордости и удовлетворения.
Как женщинам, так и мужчинам свойственны желание больше зарабатывать и вести бизнес с членами семьи ввиду его стабильности и взаимовыручки. Поэтому эти две причины можно отнести ко всем предпринимателям, а не только к женской части.
Совмещать бизнес и семью действительно непросто — обе сферы требуют много сил и времени. Тем не менее, найти баланс и добиться успехов как в развитии собственного дела, так и в воспитании детей возможно.
Для этого нужно:
Умение договариваться, слышать друг друга и поддерживать поможет решить многие вопросы как дома, так и на работе.
Не нужно требовать совершенства, ведь что-то не сделать, это нормально.
В этом может делегирование некоторых задач, например, дети сами могут помыть за собой посуду и убраться в своей комнате, это не обязательно должна делать мама. Кроме того, сейчас можно доверить поход в магазин за продуктами сотрудникам сервисов доставки.
Время на свои дела, в том числе и отдых обязательно должно быть включено в расписание дня. Его можно тратить на любимые дела, на заботу о здоровье и пр.
Высокую рентабельность и более низкий процент дефолтов малого бизнеса женщины-руководителя подтвердили аналитики Delloite. Значит, франчайзинговые точки под управлением женщин устойчивы и эффективны.
В чем сила семейного бизнеса по франчайзингу?
Свое дело — это как свой ребенок с соответствующим к нему отношением. Когда два члена семьи вовлечены в общий бизнес, каждый лично заинтересован в успехе. Отсюда: клиентоориентированность, инициативность, организованность, 100% ответственность за результат.
Кто чаще является основателем – мужчины или женщины?
Более 90% предпринимателей, ставших нашими партнерами, являются женщинами. Порядка 50-55% из них запустили свое дело в паре или при поддержке с супруга или родителя, то есть в формате семейного бизнеса. И, конечно, львиная доля из наших предпринимательниц является инициатором к такому шагу. Но те 10% мужчин, которые также являются нашими партнерами, также показывают свои лидерские способности и умение строить социальное предприятие.
Какие новые возможности открывает франчайзинг для объединения поколений и создания бизнес-династий?
Франчайзинг — это инструмент развития предпринимателей. Покупая франшизу, человек получает реальный бизнес-опыт при постоянной поддержке наставника безопасно и структурировано. Безусловно, семейные франчайзинговые предприятия в сфере образования показывают свою успешность. Когда один в семье руководит бизнес-процессами, решает стратегические и управленческие задачи, а другой член семьи (например, мама или бабушка с педагогическим стажем) работает непосредственно с детьми. Или нередкий вариант разделения: супруг занимается техническими, юридическими и финансовыми вопросами, а его жена берет на себя функцию администратора и методиста в детском центре. Здесь важно четко разделять роли, чтобы бизнес работал как единый организм.
Создание бизнес-династий зависит исключительно от внутрисемейных целей. Если семье комфортно работать в одной команде, то бизнес в такой коллаборации определенно обещает быть успешным. И это приведет не просто к росту прибыли филиала, но и к возможности открытия новых точек в рамках одной франшизы. Среди наших франчайзи есть партнеры-мультионеры (их порядка 7%), то есть те, которые запускают по 2 и даже по 3 филиала в своем городе в рамках одного договора франчайзинга.
Можно ли получить субсидию на открытие социального предприятия?
В России работает господдержка предпринимателей в виде грантов и субсидий. Один из таких примеров — финансовая поддержка от Минэкономразвития. Социальным предпринимателям единоразово выделяют до 500 000 рублей, которые можно потратить на аренду или ремонт помещения, на оборудование и расходники.
При этом рекомендуется подтвердить статус социального бизнеса. Напомним, социальные предприниматели — это предприниматели, чей бизнес направлен не только на получение прибыли, но и на помощь уязвимым категориям граждан и решение общественно-полезных задач.
Обратиться можно в экономическое министерство или департамент региона, где зарегистрировано и работает предприятие.
На сайте «Полиглотики» мы составили подробную подборку об актуальных мерах поддержки предпринимателей.